Как стать звездой шоу-бизнеса, если у тебя нет денег, а есть только талант и желание победить

Восьмиклассницу Берту Пузян с колыбели вдохновляла музыка. И теперь она – победительница многих эстрадных конкурсов. А простой учитель физкультуры Костя Горст получил приглашение танцевать на сцене известного петербургского театра. T

Семейная традиция — побеждать

Казалось бы, где огурцы с помидорами, а где вокальное искусство? Хотя говорят, что от хорошей музыки коровы лучше доятся, а куры — несутся. Но вот в конце августа в Петербурге проходила сельскохозяйственная выставка, на которую пригласили выступить обычную 14-летнюю девчонку из города Отрадное Берту Пузян. Она спела «Скрипача» из репертуара Ирины Аллегровой … И петербуржцам показалось, что даже огурцы и тыквы подросли в размерах — заслушались.

А месяцем раньше Берта покорила Крым. Получилось неожиданно. Отдыхала с мамой в Севастополе. Случайно им на глаза попалась местная газета с анонсом конкурса «Понтийская арена». Мама с дочкой решили: рискнем!

— С утра побежали по магазинам — за платьем, — со смехом рассказала « КП » девушка. — А то выступать не в чем было, мы же не на конкурс — на отдых собирались. Случайно пришли, и случайно я выиграла.

— Говорят, тебя там завалили предложениями выступить?

— А мы вовремя уехали! — пошутила Берта.

Берта покорила жюри двумя армянскими песнями, одну из которых исполнила а-капелла, то есть без музыки. В итоге привезла домой первый приз: медаль, глиняную амфору под старину и игрушечную мышку. Мышку посадила в амфору, откуда та и выглядывает с хитрым видом.

И этим же летом, в июне, Берта заняла еще одно первое место — на международном музыкальном фестивале в Выборге. В жюри сидели профессора Московской и Киевской консерватории. И Берта получила сразу несколько предложений на учебу.

— Председатель жюри, доцент ГИТИСа Марина Полтева, сказала мне: «Вам нужно развивать девочку профессионально», — призналась корреспонденту «КП» мама Берты Наталья Пузян. — Ни в коем случае нельзя сходить с этого пути. И если честно, то только этим летом мы впервые всерьез задумались о музыкальном образовании. Раньше у нас не было такой цели. Думали, хочет дочка петь — ну пусть поет. Потом еще чем-то может увлечься.

По мнению мамы, никаких выдающихся вокальных данных у Берты изначально не было. Просто — хороший слух и желание петь. Правда, не исключено, что у девушки таким образом проявляется наследственность: папа в молодости даже играл в поп-группе. И сегодня на семейных праздниках частенько берет в руки гитару. А у 86-летнего дедушки, бывшего военного дирижера, абсолютный слух. Сама мама, по образованию педагог начальных классов, училась музыке, и ее пианино пригодилось Берте. Кстати, сама Наталья часто пишет дочке слова песен. Одной из них, под названием «Папа», Берта однажды заставила плакать целый зал, где выступала. Немного поют и два старших брата, но работают совсем в других областях. Несколько лет назад вся семья рискнула спеть а-капелла на фестивале семейного пения «Зажигаем зори Балтийские» знаменитый хит «А я выйдут ночью в поле с конем». И, конечно же, победила.

Зачаровала «Зайка моя»

На самом деле, Берта побеждает на разных конкурсах не так уж и случайно. Поет она, как говорят, с пеленок. Филипп Киркоров был бы приятно удивлен, если бы ему рассказали одну историю про Берту.

— Уже с трех месяцев мы заметили: дочь очень позитивно реагирует на музыку, — с улыбкой поведала «КП» мама девочки. — Как только включишь какую-нибудь песню, сразу начинает улыбаться и «припевать». В два года у нее было три любимых песни: «Есаул» Газманова. «Тучи» группы «Иванушки интернешнл» и «Зайка моя» в исполнении Филиппа Киркорова. Самая любимая — «Зайка». Подойдет к магнитофону, и видно, что ушла в себя, слушает. Да еще тихонечко, полушепотом, подпевает и приплясывает. Друзья сказали: «Пора ей получать образование». И мы отдали Берту в специальную группу в детском саду. Когда Берте было пять лет, подруга повела свою 9-летнюю дочь на прослушивание в детский хор телевидения и радио. Ну и нас уговорила за компанию. Конкурс был огромный, но Берту взяли с ходу. И уже при зачислении выяснилось, что ей всего пять лет, а берут-то туда — с семи. Но через год мы ушли: хоровое и сольное пение сочетаются плохо.

Сейчас день у 14-летней Берты расписан по минутам. После обычной школы девочка спешит в понедельник — в музыкальную школу, во вторник — в студию вокала «Маленькие звездочки», в среду — на занятия калланетикой (это вид аэробики), в четверг — в кружок рисования, в пятницу — опять вокал. В субботу где-нибудь выступает (в Отрадном постоянно проходят разные праздники). Да еще дедушка часто зовет спеть перед фронтовиками-ветеранами. И лишь в воскресенье можно немного отдохнуть. Хотя… Берта собирается еще заняться английским языком.

— Иной раз еду поздно вечером домой, и в метро, на коленках, делаю уроки: математику, русский, — рассказывает Берта. — А домой приеду — набело перепишу. Но на оценках мои кружки не сказываются, каждый год получаю грамоту за хорошую успеваемость. И поблажек учителя совсем не делают! Я рада, что у меня так много дел. Это гораздо интересней, чем болтаться по улицам. Я еще и рисовать люблю. В основном людей в движении.

Класс надеется на Берту

Берта, как и все детишки, в детстве рисовала домики, елочки и зайчиков. Но очень скоро героями ее рисунков стали люди.

Как только класс, где учится Берта, получает задание поучаствовать в конкурсе плакатов, учительница спрашивает: «Кто будет рисовать»? И все головы сразу поворачиваются к Берте.

Она придумывает плакаты к каждому празднику. Например, в последний День святого Валентина Пузян изобразила двух мультяшных котов. Класс получил в качестве приза фломастеры.

Рисовать Берта училась сама. Лишь в последнее время стала посещать занятия по композиции и рисованию в художественной школе.

Занятия танцами могут уберечь от больших глупостей

Костя Горст приехал в Петербург из Сургута. Собирался стать учителем физкультуры в школе. Но судьба решила иначе. Однажды парень получил письмо в «Контакте». Его приглашали на кастинг в один из петербургских театров. Для нового спектакля «Сладкая ложь» набирали группу… танцовщиков. Костя очень удивился, но пошел.

— Я ведь не профессиональный танцор, просто очень люблю танцевать. И в Петербурге часто хожу по дискотекам. Видно, кто-то заметил, что красиво двигаюсь, и «сдал» меня, — шутит Горст. – А вот кто, я так и не узнал.

Труппу набирали целых три месяца. Отсеивались даже многие профессионалы. А Костя остался.

Вот так скромный паренек из провинции стал актером в нашумевшем спектакле. А зрители об этом даже не подозревают. И когда на сцену выходят одиннадцать мускулистых красавцев, покоряя женские сердца, Костя радуется, что он один из них. И втайне улыбается: «Спасибо маме».

— Именно она хотела меня видеть танцором, — рассказывает Костя. – А я все время сопротивлялся. Но видно, от судьбы не уйдешь. И теперь мама мной очень гордится.

Пацанское детство

Детство в поселке Белый Яр под Сургутом наш герой вспоминает с улыбкой.

— Гоняли с ребятами во дворе мяч, лазали по гаражам, ну все как обычно бывает у пацанов, — говорит он. – Единственное отличие от многих дворовых компаний – в нашей «банде» не приветствовались такие вещи, как напиться до поросячьего визга, или, еще хуже, уколоться или нанюхаться чем-то. А на танцы мне ходить совсем не хотелось. Но мама очень настаивала.

Костина мама сама когда-то хотела научиться танцевать и выступать на сцене. Но бабушка дочь в кружок не пустила. Видно, считала, что это занятие не подходит приличной девушке – вертеть попой перед зрителями. В результате мама стала швеей, но по специальности не работала. Пошла завхозом в местный Дом культуры. Хоть так, но хотела быть поближе к сцене. В ДК было много кружков, коллективы часто выезжали на выступления в глубинку. Поэтому мир сцены, закулисья, красивых нарядов и аплодисментов был Косте знаком.

Когда мальчику стукнуло восемь, мама настояла, чтобы сын все же пошел в танцевальный кружок. Костя проходил туда год и сбежал: не понравилось. Во дворе с ребятами было веселее. А через несколько лет, в восьмом классе, вдруг сам решил пойти учиться танцевать.

— Неожиданно как-то захотелось, — объясняет Костя. – Выбрал спортивные бальные танцы. Мы даже выезжали на соревнования. Помню, как-то даже заняли второе место. Но после школы все равно поступил в Академию физической культуры им. Лесгафта. Спорт бы мне ближе.

Научился сам – научи другого

Учился Костя на заочном отделении. А параллельно работал. В Омске знакомая, которая вела, по иронии судьбы, танцевальный кружок, предложила ему заняться с ее подопечными спортивной подготовкой.

— Для танцев нужна хорошая «физика», — рассказывает Горст. – Слабак серьезные нагрузки не выдержит. Поэтому мы занимались по полтора часа, очень жестко. Нам выделили спортзал в школе. Мне, как будущему учителю физкультуры, это было очень полезно и интересно.

Лет в девятнадцать Костя увидел по телевизору «уличные танцы», или хип-хоп. И очень захотел научиться двигаться так же. Освоил стойку на голове, вращение на одной руке на полу. В общем, научился сложным силовым элементам, которые без физподготовки были бы, наверное, и не возможны.

— Многому учился дома, — с улыбкой вспоминает Горст. – У нас была в Омске просторная квартира. Я занимался в зале — так мы называем гостиную. Закрывал дверь и просил меня не беспокоить. Пытался самостоятельно повторить те элементы, которые видел на экране. Домашние относились к занятиям с пониманием. Лишь иногда мама заглядывала, и тогда я просил ее: «Мама, помоги! Подержи меня, а то упаду!»

И мама поддерживала сына в самом прямом смысле этого слова.

А уже соединял Костя выученные элементы в единый танец в школьном спортивном зале. И тут, по воле судьбы, ему очень кстати подвернулась новая работа — вести самому танцевальный кружок.

— Дома что-то выучу – сразу ребятам показываю, — улыбается артист. – Так вместе и осваивали хитрую танцевальную науку. Вообще, конечно, такие занятия очень полезны не только в смысле физкультуры. Пусть лучше пацаны танцуют, чем по улицам болтаются. Тем более, это сегодня очень модно – красиво танцевать.

Обошел профессионалов

В Петербурге Горст живет уже пять лет. За это время полюбил ходить по клубам и дискотекам. И на танцполе отрывался на всю катушку, показывал все свое умение. Видно, кто-то из знакомых, видя, как парень владеет своим телом, и сделал доброе дело: подсказал в Интернете Костин адресок театральному менеджеру.

И вот тут нашему герою улыбнулась настоящая удача.

— Когда я пришел на кастинг, со мной разучили несколько движений, — вспоминает он. — Но это были совсем не те движения, к которым я привык! Даже профессиональные танцоры жаловались, что хореография очень сложная и непривычная. И либо сами сразу уходили, либо их не брали. Самым трудным были… нелогичные движения. Например, в какой-то сцене хочется в следующем движении повернуться налево. Так логично и естественно. А режиссер просит – повернуть направо! И вот это все запомнить было очень трудно. Часто мы путались. Но зато получился хороший спектакль, на который люди охотно ходят и о котором говорят.

Кстати, в «Сладкой лжи» из одиннадцати актеров-мужчин лишь четыре профессиональных танцовщика. Остальные восемь – самоучки, как и Костя.

Взгляд в будущее

— Я мечтаю сделать сольную карьеру. Уже решила, что свою жизнь свяжу с пением. Скорей всего, буду поступать в Театральную Академию на факультет эстрадного искусства. А уж потом, может быть, кто-то меня заметит, пригласит на работу. Я могу и в рок-группе петь, уже приходилось исполнять рок. Но меня больше тянет к лирике. Мне в этом плане очень нравится Зара.

Константин Горст:

— По образованию я учитель физкультуры, но просто работать в школе мне было бы не так интересно. Я несколько раз уходил из танцев, выбирал другую дорогу. Но раз судьба меня все же привела в этот мир, то, наверное, и будущее будет связано с танцами и театром. Если бы мне предложили вести какой-нибудь кружок для маленьких пацанов, то не отказался бы. Ведь занятия танцами могут кого-то уберечь от больших глупостей.

Первые отклики

Предыдущая публикация рассказывала о молодых людях, которые увлеченно рисуют комиксы (подробнее см. номер «КП» от 20 августа 2009 года и на сайте kp. ru). Эта тема заинтересовала многих наших читателей. Вот несколько мнений.

Маргарита Лунева, домохозяйка:

— Я тоже неплохо рисовала в школе, но побоялась заниматься этой профессией, вдруг не пробьюсь. Жаль, что двадцать лет назад у молодых не было такой возможности проявлять себя.

Михаил Сергеевич, пенсионер, ветеран войны:

— Какие талантливые ребята! Всегда с удовольствием читаю про нашу молодежь. Мы с моими товарищами по — стариковски часто спорим. Зря некоторые считают, что современные молодые люди никуда не годятся. В войну нам поднимали дух плакатами такие же художники — фрицев высмеивали.

Где научиться танцевать и петь

Сергей Гришин. председатель Комитета по делам молодежи правительства Петербурга:

— Сегодня в городе достаточно возможностей, где можно развивать способности детей, пристроить их к интересному делу, чтобы они не болтались по улицам. В каждом районе при подростковых клубах есть хореографические коллективы: от народного танца до брейк-данса, хип-хопа и джаз-модерна. Туда принимают любых детей, не только особо одаренных.

В тех же подростковых клубах есть вокально-инструментальные ансамбли, джазовые, вокальные коллективы, ансамбли народных инструментов.

Чтобы подобрать себе кружок недалеко от дома, надо просто обратиться в районную администрацию в отдел по молодежной политике.